Первые попытки перевести общественный транспорт с конной тяги на иную были предприняты осенью 1905 года в рамках Парижского автосалона. Смельчаки могли выбрать между паровиком Serpollet, бензоэлектрическими «гибридами» De Dion-Bouton и Krieger и машинами с ДВС - Brilli™-Schneider, Latil, Panhard. Выбор CGO пал на Brilli™-Schneider. Фирма по
Бодри, правда, вскоре обанкротился и покончил самоубийством. Преемником его конторы стала основанная 22 февраля 1885 года Compagnie g™n™rale des omnibus (CGO).
Ги де Мопассан, «Отец»
Парижское автобусное депо, 1913 г. Автобусы Schneider легко распознавались по цилиндрическому капоту a-la паровоз промышленные магнаты Шнейдеры прославились своими паровозами и пушками.
Франсуа Тесье как только ее увидел, сразу почувствовал, что она безумно ему нравится Через несколько дней они уже были знакомы, несмотря на то, что не перемолвились еще ни словом. Когда омнибус бывал переполнен, он уступал ей место и поднимался на империал, правда, с большим сожалением».
«Она всегда появлялась на том же самом углу и бежала за громоздким омнибусом, боясь опоздать. Она бежала торопливыми шажками, легкая и грациозная, и вскакивала на подножку еще до того, как лошади остановятся. Потом, слегка запыхавшаяся, входила в вагон, а усевшись, оглядывала окружающих.
Прошлое встречается с настоящим: автобус Brilli™-Schneider Р2 и конный омнибус. Репродукция с почтовой открытки начала ХХ века.
Именовать общественные кареты омнибусами придумали вовсе не в Париже, а в Нанте, где на одной из площадей располагалось ателье известного шляпника. Ателье называлось «Omnes». Место было удобным, и некто Станислас Бодри избрал его остановкой своей общественной кареты. Имя своему экипажу перевозчик выбрал с юмором, Omnes omnibus, что-то вроде «все в одной шляпе». Дело развернулось, и в 1828 году Бодри получает патент префекта полиции Парижа на d'Entreprise g™n™rale des omnibus (EGO) транспортную компанию по «перевозке населения за фиксированную плату по установленным маршрутам». У Бодри добрая сотня экипажей, и парижане выучивают новое слово «омнибус».
Следуя Бальзаку, подобные кареты носили разные названия. Известен афоризм писателя: «Перед «кукушкой» все французы равны». «Кукушка» это ни что иное, coucou, один из видов городского транспорта. А как появился термин «омнибус»? Владельцы общественных карет придумывали им запоминающиеся названия это было равносильно тому, как дать громкое имя своему предприятию. Карет таких было немного, и горожане обычно знали, что в такой-то час от такого-то места отойдет, допустим, «ласточка Уазы». Была даже своя «Газель»!
Карта маршрутов парижских омнибусов, 1828 год. Источник: Wikipedia
«Плата за письмо, билет в омнибус означают для меня ужасный расход, и я не выхожу из дому, чтобы сберечь свое платье», - писал в своих дневниках Оноре де Бальзак. Сюжет одного из своих рассказов, Un debut dans la vie (1842 г.), великий французский писатель разворачивает вокруг прообраза современного городского автобуса конного экипажа с «империалом», т.е. дополнительными местами на крыше. В рассказе фигурируют «гондолы», «ласточки Уазы», малые и большие дилижансы, «кукушки» все это типы общественных карет того времени. Бальзак пишет и о «зайцах». Только это не пассажиры, кто не оплачивает проезд, а те, кого владелец экипажа подсаживает сверх разрешенной властями нормы, в расчете на снисходительность знакомого полицейского. Первые ограничения на общественный транспорт Парижа были наложены, между прочим, еще в 1662 году при Людовике XIV. Тогда инициатива пустить по Парижу общественные кареты исходила от самого Блеза Паскаля, выдающегося естествоиспытателя.
Физик Блез Паскаль (19.06.1623 19.08.1662 гг.) стоял у истоков французского общественного транспорта. Источник: wikipedia
Слово Omnibus в переводе с латыни значит «общий». Еще в XIX веке этот вид транспорта стал неотъемлемой частью быта парижан.
Первый автобус марки Brilli™-Schneider с четырехцилиндровым двигателем мощностью 35 л.с. отправлялся по маршруту от церкви Сен-Жермен де Пре до Монмартра и обратно. Принадлежал автобус Compagnie g™n™rale des omnibus (CGO), «Главной компании омнибусов», державшей монополию на наземные пассажирские перевозки в Париже (метрополитен, появившийся в 1900 году, обслуживала другая компания).
Первый автобус Brilli™-Schneider выходит на линию, 11 июня 1906 года. Обратите внимание, как нелегко водителю взбираться на свое место.
105 лет назад, 11 июня 1906 года в Париже началось регулярное автобусное сообщение.
Хроника: Омнибус значит, общий
Хроника: Омнибус значит, общий - Хроника - Сайт За рулем www.zr.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий